Не знаю, - что за научные бригады работают со сборной? Неужели никому в голову не пришло, - в каком неестественном положении, голени относительно бедра, происходит отталкивание. А вы присмотритесь: у всех без исключения, хотя и в разной степени, положение голени относительно бедра, представляет собой составляющую «Х». Проще говоря, - колено неестественно уведено внутрь до умопомрачающих пределов. Особенно ярко это проявляется (не берусь пока судить – по какой причине) на правой ноге.
Можете возразить: – такова специфика спорта. На что я отвечу: - такова специфика сложившегося «классического» мышления. Без малого 30 лет в недрах Госкомспорта пылится разработка новой теории беговых адаптивных коньков. Почему – беговых? Да потому, что скоростной бег – это своего рода «нейрохирургия» всего конькобежного спорта. Она полностью раскрывает всю биомеханику движений конькобежца, в том числе и «конькового хода» биатлонистов. Медицинские аспекты этой профессиональной патологии, биомеханики коньковых и лыжных дисциплин более подробно освещены на сайте «Конькобежец». Энциклопедия: «Мутации, внезапно возникающие естественные, или вызываемые ИСКУССТВЕННО стойкие изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу генетической информации. Способность мутировать – универсальное свойство всех форм жизни».
За тысячи лет эволюции человека, складывалась определённая, анатомически индивидуальная, оптимально кинематическая (костно-мышечного аппарата) цепь для поддержания жизнедеятельности и передачи двигательных усилий. Регулярные, связанные с профессиональным спортом, нарушения этой кинематики, приводят к необратимым последствиям. Медицинский термин такой патологии – ДЕФОРМАЦИЯ СУСТАВНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ. Наиболее отчётливо это проявляется во всех видах спорта, использующих коньки. Но ещё более угрожающую картину представляет «коньковый ход» в лыжном спорте и биатлоне. Биатлон, полностью взявший на вооружение «коньковый ход», предстаёт своего рода, поставщиком «суставных мутантов».
Не торопитесь с эмоциями. В чём это выражается?
Можете представить конькобежца на коньках с лезвием расположенным по краю подошвы?
Скажете – абсурд. И будете правы. А биатлонисту, выполняющему толчок внутренним ребром лыжи, можно?
Аксиома «классической» теории конькобежного спорта, обязывает располагать лезвие конька по линии: «середина пятки – второй палец стопы». В принципе, такого же правила придерживаются и лыжники при установке креплений. Для классического способа передвижения на лыжах, это можно считать нормой. Хотя? К этому вопросу мы ещё вернёмся.
«Коньковый ход», будь то лыжи, или коньки, имеет специфическую особенность. Толчок происходит от очень узкой опоры лезвия конька, или – ребра лыжи. Интересно, что и конькобежцы, бегущие на коньках, с выставленным лезвием согласно аксиоме, бегут на «Х»-се, хотя и менее выраженным, чем у биатлонистов.
Простейший тест для понимания сути проблемы. Вы сами без ссылок на мнения «ведущих» специалистов, можете дать объективную оценку создавшейся ситуации. А может, и подвигните их к здравому осмыслению новой методики, разработанной у нас в Стране.
Встанем на ровной поверхности на обе ноги. Приподнимите одно колено и «поболтайте» голенью взад-вперёд. Запомните «маятниковую» плоскость движения голени относительно бедра. Отведём бедро в сторону и проделаем то же самое. «Плоскость» не изменила своего положения. Можно небольшим усилием воли отвести голень в сторону и проделывать такие же покачивания. Плоскость «маятника» заметно сместилась относительно бедра. Но для этого надо приложить дополнительные усилия, что само по себе не является оптимальным режимом работы. Естественное положение голени относительно бедра и оптимальный режим двигательной деятельности в таком положении вырабатывался веками в процессе эволюции. Сферическая поверхность коленного сустава, хоть и имеет достаточно широкие рамки смещения, но оптимальный режим, обеспечиваемый суставной сумкой, мышцами и связками, имеет только один, - оптимальную рабочую суставную сферу. Через эту естественную рабочую (прикладную) сферу проходит весь жизненный цикл человеческой деятельности, вся общефизическая подготовка (бег, прыжки, работа с отягощениями, велосипед и пр.), кроме - специальной (бег коньковым ходом). Получается интересное кино. Тренировочную нагрузку получаем через одну суставную сферу (связки, мышцы, суставная сумка) а выдаём на результат, через другую, - совсем не оптимальную. А почему – не оптимальную, да потому, что во время отталкивания голень уводит в сторону на «Х».
Добавлено (2009-01-16, 10:10 Pm)
---------------------------------------------
А почему уводит на «Х»? Всё очень просто и всё – при нас. Теперь нам нужна наклонная плоскость. Положите на порог край доски. Встаньте на неё боком. Посмотрите на колени. Оба ушли в одну сторону. Одно – внутрь, другое – наружу. Чем больше наклон плоскости, тем больше смещение колена. Колено смещено внутрь у ноги расположенной вверх по склону. Это связано с тем, что стопа (место точки опоры) сместилась в сторону. Это сваливание стопы, приводящее к смещению коленного сустава, и является той «характерной», спецификой конькового хода. Ни один конькобежец, биатлонист в мире не в состоянии выполнить коньковый толчок, без сваливания стопы. Больше – меньше, сути не играет. Опять же – можно возразить: подвижность стопы для того и существует, чтобы работать в разных режимах, на разных плоскостях. Железная логика.
Но, сумею переубедить вас здесь и сейчас. Опять – горизонтальная плоскость и рядом – наклонная. Небольшое испытание: прыжок с места вверх с двух, а потом и с одной ноги. Не сомневаюсь, что попытка с наклонной плоскости не будет столь результативной – колени у вас были смещены. Если ещё сомневаетесь, то предложу вам пробежать на результат 100-метровку по горизонтальной и наклонной плоскости. Мало того, что бег по наклонной будет на порядок хуже. Это и внешне будет выглядеть «уродским» бегом со смещёнными в сторону коленками.
Новая теория Адакон Ален и оперирует таким термином – «Эффект наклонной плоскости». Все занимающиеся на коньках, роликах, практикующие «коньковый ход» в лыжах, - «бегут по наклонной плоскости. И никогда не выдадут тот результат, на который рассчитаны его потенциальные возможности.
В этих условиях и происходит деформация коленного, тазобедренного, голеностопного, и что ещё более непредсказуемо – позвоночных суставов.
А разве дело в одном результате? Другие последствия не заставят себя долго ждать. С возрастом обострятся «отношения» между рабочими и ложными суставными сферами. Не исключена инвалидность, или – необходимость операция по трансплантации искусственного сустава. Есть примеры. Сколько это будет стоить и всем ли по карману?
В нынешнем виде «коньковый ход» в лыжных гонках следует запретить. Выход есть, но не для действующих спортсменов. У них уже полный набор суставных изменений. Хорошо, что хоть будут знать – что и как.
Исправить очень просто. Предложить новую конструкцию лыжного крепления, - типа регулировочного узла адаптивных коньков. Это позволит индивидуально выверить точку опоры и осуществлять толчок прямой стопой.
Не обойтись и без изменения в конструкции лыж для биатлона. Это касается места, и положения толчковой рабочей части. Кому поручим эту реконструкцию? Столько насмотрелся рекламы лыжных фирм в трансляции соревнований по биатлону. Нашим «производителям» не потянуть – кишка тонка.
Утешимся хоть тем, что Россия – основоположник новой теории Адакон Ален, новой эры в истории коньковых видов спорта.
Не сильно испугал наших читателей, любителей лыжного и биатлонного спорта? Нашу спортивную науку не больно испугаешь. А есть ли она? Я отвечаю за свои слова. Болеем за наших!
(Этот материал опубликован мной и на портале Sportbox.ru)